Реверс-инжениринг и 3D-сканирование


Реверс-инжиниринг или обратное проектирование — это создание цифровой модели объекта на основе физического предмета, даже при отсутствии конструкторской документации. Это двухэтапный процесс, включающий в себя 3D-сканирование и создание модели на основе скана.

Весь процесс сканирования занимает не так много времени благодаря мобильности сканера. Например, за 2 часа можно отсканировать передний бампер легкового автомобиля.

Результатом такого сканирования является полигональная модель. Она передается заказчику в виде файла в универсальном формате STL. Этот формат поддерживается большинством программ для моделирования. Важно отметить, что после сканирования, мы обязательно делаем контрольные замеры и распечатываем небольшой элемент для проверки скана.

В силу технологических особенностей 3D-сканеры не способны "видеть" глянец. Поэтому перед сканированием на авто наносится специальный матирующий спрей на меловой основе, который позволяет создать тончайшее антибликовое покрытие.

Сканирование и обработка скана - 1500 руб./час

Моделирование


Для того, чтобы изготовить предмет с высокой точностью и нужной детализацией на станках с ЧПУ или 3D-принтерах, требуется четкое описание того, что должно быть в результате. Таким точным описанием для оборудования и является 3D-модель объекта. Она может быть создана на основе эскиза, чертежа или физического предмета.

Перед тем, как создавать цифровую копию предмета, нужно оценить требования, - должна это быть параметрическая модель, где каждый размер определяется с точностью до сотых долей миллиметра, или это будет объект произвольной формы, который аналогичен скульптуре, где важнее создать правильные пропорции и композицию. Примером первой служит точно спроектированный кронштейн, второй - идеально подходящий комплект расширения кузова, подчеркивающий дизайн автомобиля.

Параметрическое моделирование - 800 руб./час
Моделирование произвольной формы - индивидуально

Создание прототипа


Прототипирование - это неотъемлемая часть процесса. Перед тем, как изготавливать конечную деталь, создается промежуточная версия. Она позволяет выявить ошибки проектирования и оценить дизайн решения. На этапе прототипирования цена этих ошибок невелика по сравнению с тем, если они будут обнаружены во время изготовления конечной детали. Когда детали имеют нужный вид, они переходят на этап изготовления.

Для создания прототипа мы используем 3D-печать. На сегодняшний день это самый быстрый и экономичный способ. Стоимость прототипа составляет обычно 20-30% от стоимости конечного изделия. Например, при проектировании комплекта расширения на внедорожник, перед тем как начинать изготовление мастер-моделей под формование стекловолокна, мы изготавливаем прототип элемента проверяя посадку, пропорции и общий вид. Так заказчик в натуральную величину может оценить, как будет выглядеть конечный результат. Стоимость изготовления прототипа зависит от расхода печатного материала и объема заказа.

3D-печать - 7-10 руб./грамм

Мастер-модель


Мастер-модель — это физическая копия элемента, на основе которой создается матрица для формовки из стеклопластика и других композитов. В качестве материала мы используем МДФ. От точности исполнения мастер-модели зависит качество будущего изделия.

Если допустить неточность на этом этапе, то можно получить серийный брак. Первая контрольная точка - проверка качества модели, по которой будет произведена мастер-модель. На выходе из производства чистота поверхности, отсутствие различных артефактов и качество склейки заготовки являются определяющими.

Итоговая стоимость мастер-модели прежде всего зависит от расхода материала и количества часов фрезеровки. Дополнительно учитываются сложность формы, требуемые сроки изготовления и необходимые допуски. Например, стоимость фрезеровки такого элемента, как расширение арки переднего колеса для легкового автомобиля может составлять от 12 до 18 т.р.

Стоимость фрезеровки - 800 руб./час